Дія.City как элемент политики конкурентоспособности. Почему идея может провалиться

Долгожданный
проект
Закона
№4303 «О стимулировании
развития
цифровой
экономики
в
Украине» вызвал
смешанные
чувства.
С
одной
стороны,
законодатель
наконец-то
обратил
свой
взор
в
сторону
постиндустриальной
экономики

глоток
свежего
воздуха
на
фоне
продуктов
промышленного
лобби,
тянущего
Украину
назад,
в
индустриальный
20
век.

Наконец-то,
получила
развитие
идея «правового
оффшора»,
сделана
попытка
легализовать
де-факто
существующий
конкурентоспособный
налоговый
режим
оплаты
работ

одну
из
немногих
ниточек,
которыми
удается
хоть
как-то
удерживать
таланты
в
Украине…

С
другой

к
сожалению,
подходы
к
созданию
благоприятных
условий
для
новой
экономики
остались
во
многом
старыми:
чего
стоит,
хотя
бы,
набившее
оскомину
слово «стимулирование»
в
названии
законопроекта,
сугубо
отраслевой
(по
КВЭДам)
подход
к
креативной
экономике,
или
попытки
сохранить
ненужный
патернализм
в
трудовых
отношениях.

Эти
и
другие
устаревшие
подходы
рискуют
выхолостить
и
дискредитировать
в
целом
правильную
идею,
а
то
и
создать «институциональную
ловушку»,
которая
может
надолго
заморозить
дальнейший
прогресс.

В
отличие
от
подхода
отраслевой
(индустриальной)
политики,
популярного
в
прошлых
столетиях

и,
надо
сказать,
изрядно
себя
дискредитировавшего

постиндустриальная
экономика
требует
убрать
государственное
вмешательство
из
рыночных
отношений.

Но
если
государство
хочет
сделать
нечто
хорошее,
чтобы
помочь
новой
экономике
скорее
подняться
и
стать
драйвером
роста,
то
остаются
две
огромные
и
очень
плодотворные
сферы:
это
снижение
транзакционных
издержек,
и
политика
конкурентоспособности,
сосредоточенная,
в
отличие
от
индустриальной,
не
на
отдельных
отраслях,
а
на
расшивке
узких
мест
в
профиле
конкурентоспособности
страны
и
развитии
ее
конкурентных
преимуществ.

На
практике
это
часто
совпадает,
как,
например,
в
случае
нашей
судебной
системы.

Можно,
конечно,
и
ничего
не
делать
вообще
(это,
чаще
всего,
лучше,
чем
пытаться
проводить
активную
экономическую
политику,
перехваченную
лоббистами
–протекционистами).
Но
в
конкретных
условиях
Украины
это
не
лучший
выход.

В
отличие
от
классического
случая
laissez-faire,
Украина
в
прошлом
веке
развивалась
не
по
рыночным
законам,
крайне
неравновесно.
Поэтому
в
отсталой,
в
целом,
стране
с
антирыночными
институтами

сформировался
очень
неплохой,
по
мировым
меркам,
потенциал
производства
творческих
продуктов

инноваций,
а
также
интеллектуальных
услуг,
и
т.д.

Если
посмотреть
на
ситуацию
с
точки
зрения
международных
индексов,
то
он,
фактически,
висит
в
воздухе
над
слабой
экономикой,
неспособной
обеспечить
платежеспособный
спрос
даже
на
ничтожную
долю
возможностей;
архаичной
и
совковой
по
духу
промышленностью,
уровень
которой
он
перерос
многократно
еще
в
советские
времена;
крайне
слабым
государственным
управлением
и
прочими
институтами,
среди
которых
важнейший

верховенство
права…

В
результате,
если
пустить
дело
на
самотек
и
предоставить
обычным
рыночным
силам
просто
делать
свою
работу,
то
они

добросовестно
приведут
ситуацию
к
равновесию


что,
в
данном
случае,
будет
означать
потерю
этого
потенциала.
А
нарастить
его
вновь,
с
нуля,

амбициозная
задача
на
десятилетия,
и
очень
немногим
странам
в
мире
это
удастся
(как
и
в
свое
время
с
индустриализацией).
Остальные
будут
надолго,
если
не
навсегда,
заперты
в «ловушке
среднего
дохода».

Иными
словами,
это
тот
относительно
редкий
случай,
когда
лечить
нужно
и
симптомы
(не
забывая,
конечно,
о
фундаментальных
причинах),
потому
что
пока
удастся
серьезно
сдвинуть
с
места
ситуацию
с
причинами

следствия
в
виде
деградации
и
упадка
зайдут
слишком
далеко.

Украинское
государство,
к
счастью,
поддержало
и
продолжает
поддерживать
хотя
бы
образование

неуклюже,
неэффективно,
но,
все
же…
В
остальном,
постиндустриальная
экономика
развивалась
скорее
вопреки,
чем
благодаря
государственной
политике,
которую
полностью
захватили
старые,
закостеневшие,
организации
и
их
лобби.

Было
бы
это
на
двадцать
лет
раньше,
конец
истории
был
бы
печален:
таланты
разъехались,
новые
учить
некому,
все
как
в
странах
со
сравнимым
ВВП
на
душу
населения…

Но,
слава
Интернету
и
глобализации,
живые
ростки
новой
экономики
нашли
возможность
пробиться
наружу,
поверх
всех
государственных
структур
и
вопреки
дурацким
госрегуляциям.
Очень
кстати
пришлась
и
возможность
использовать
фрилансеров
на
весьма
конкурентоспособных,
по
мировым
меркам,
условиям,
которые
обеспечивает
упрощенная
система
налогообложения
в
Украине.

Злоупотребления
в
виде
использования
оформления
фактически
наемных
работников
как
ФОП,
конечно,
тоже
имеют
место,
но
они
оцениваются
экспертами
не
более
чем
в
10%
от
общего
числа
ФОП,
предоставляющих
услуги
в
соответствующих
сферах.

Главное,
что
все
это
позволило
хотя
бы
замедлить
отток
талантов

главную
проблему «новой
экономики»
во
всех
бедных
странах,
сохранив
при
этом
конкурентоспособный
уровень
затрат
на
оплату
труда.

В
отличие
от
промышленности
и
сельского
хозяйства,
предприятия
на
рынках
интеллектуальных
услуг
зажаты
в
тиски: «на
входе»
у
них

люди
с «конвертируемой»
квалификацией,
которые
имеют
роскошь
выбирать
себе
страну
проживания
по
критерию «цена-качество»,
где «цена»

это
уплачиваемые
налоги,
а «качество»

это
получаемые
взамен
от
государства
услуги. «На
выходе»

высоко
конкурентные
международные
рынки,
особенно
там,
где
речь
идет
об
аутсорсе

с
него
всегда
все
начинается).

Здесь
Украина,
имеющая
наивысший
уровень
перераспределения
ВВП
через
публичные
финансы
(и,
соответственно,
нагрузки
на
зарплаты)

среди
всех
стран
с
подобным
качеством
государственного
управления
,
не
имела
бы
никаких
шансов:
если
бы
за
каждые
две
гривны,
выплаченные
за
работу
программистов,
инженеров,
ученых
или
креативщиков
приходилось
отдавать
одну

до
2016
года

все
полторы)
государству,
то
наша
экономика
навек
застряла
бы
в
индустриально-аграрной
ловушке,
без
шансов
на
какой-либо
прорыв
в
будущем.

К
счастью,
этот
прорыв
уже
здесь:
самая
крупная
из «новых»
отраслей



уверенно,
с
темпом
прироста
20-30%
в
год,
выдвигается
в
драйверы
экономического
роста.
Объемы «невидимого»
экспорта
уже
оставили
позади
химию,
и
сравнимы
с
машиностроением.

Наверное,
было
бы
еще
куда
лучше,
если
бы
не «наезды»
силовиков,
перманентно «подвешенный»
статус
гражданско-правовых
договоров
на
выполнение
работ
фрилансерами,
которые
проверяющие
то
и
дело
пытаются
переквалифицировать
в
трудовые
отношения,
а,
особенно

если
бы
не
постоянная
угроза
рейдерства,
произвола
налоговиков

основном,
в
части
налога
на
прибыль
)…

А
если
бы
еще
можно
было
на
понятных
для
инвесторов
правовых
условиях
привлекать
инвестиции,
то,
возможно,
куда
меньше
успешных
инноваторов,
готовых
перейти
от
аутсорсинга
к
продаже
готовых
продуктов,
уезжали
для
этого
из
Украины
чтобы
основать
свои
стартапы
в
Швейцарии
или
США.

Еще
раз
к
счастью,
голос
отрасли,
в
итоге,
был
услышан

тут
сыграл
положительную
роль
приход
новой
команды,
больше
ориентированной
на
креативные
индустрии
и
цифровизацию,
на
перекрестке
которых
стоит
IТ.

Очень
важно,
что
новый
законопроект
по
стимулированию
цифровой
экономики
создает
прецедент «правового
оффшора»

это
дает
возможность,
если
не
сразу,
то
в
перспективе,
обойти
самый
острый
угол
отечественного
бизнес-климата.
Хорошо,
что
отказались
от
попыток
во
что
бы
то
ни
стало «состричь»
лишних
пару
копеек
с
нашего
общего
будущего
кормильца.

Очень
хорошо,
что
урегулируются

причем,
именно
в
сторону
упрощения

многие
давно
назревшие
и
перезревшие
вопросы
работы
через
Интернет.

Смешанные
чувства
вызывает
попытка
предоставить
отдельно
взятой
отрасли,
точнее,
даже
не
всей,
а
группе
специально
отобранных
ее
представителей,

режим «похожий
на
НнВК»
.
Уже
говорено-переговорено,
что
любые
такие
дуальные
режимы
порождают
злоупотребления
и
потенциально
могут
дискредитировать
идею.
Уже
и
сам
президент
попросил
прекратить
ненужную
возню
и
выполнить
его
предвыборное
обещание

ввести
НнВК
вместо
налога
на
прибыль
для
всех
компаний.

Вот
этим
и
нужно
заняться,
отстранив
подальше
лоббистов-оффшорников
и
найдя
аргументы,
которые,
наконец-то,
дойдут
даже
до
крайне
консервативных
в
этих
вопросах
МВФовцев.

Также
вызывают
опасения

нормы
Дія.City,
которые
ограничивают
операции
резидентов

этого
режима
с
плательщиками
единого
налога,
делая
их
субъектом
двойного
налогообложения.
Ведь,
в
отличие
от
индустриальной
экономики
с
ее
гигантскими
заводами,
на
которых
можно
было
проработать
всю
жизнь,
в «новой
экономике»
основную
роль
играет «человеческий
капитал»
представленный
вполне
реальными
ФОП-фрилансерами,
продающими
свои
услуги
на
свободном
рынке,
на
проектной
основе,
без
всяких «социальных
гарантий».

Эту
прогрессивную
тенденцию
давно
пытаются
вогнать
в
прокрустово
ложе «трудовых
отношений»

непонятно
только,
зачем
это
в
законопроекте,
призванном
помочь «новой
экономике».

И
уж
совершенно
непонятны
попытки
авторов
законопроекта
№4303
и
дальше
регулировать
трудовые
отношения,
где
они
есть,
и
где
их
нет

в «новой
экономике»
это
понятие
все
больше
размывается).

Давно
пора
избавиться
от
анахронизма
в
виде
советского
КЗоТа,
оставив
защиту
работников
от
тех,
кто
создали
им
рабочие
места,
только
для
монополистов
(точнее,
монопсонистов)
рынка
труда

градообразующих
предприятий.
Ни
о
каком
рыночном
доминировании
на
рынке
IТ-услуг
речи
нет
и
близко,
поэтому
ограничения
только
искажают
его
и
создают
поводы
для
проверок

а
это
именно
то,
от
чего,
прежде
всего,
должна
защищать
Дія.City.

Точно
так
же
непонятно
выглядит
попытка
дискреционно
определять
членство
в «специальной
зоне»;
ограничить
его
снизу

оставив
самых
маленьких
и
беззащитных
за
бортом;
да
еще
и
создать
некую
саморегулируемую
организацию
с
обязательным
членством.

Все
это
очень
нехорошо
напоминаtт «специальные
инвестиционные
режимы»
конца
90-х,
которые
аж
никак
не
были
свободными
экономическими
зонами,
потому
что
зависимость
их
участников
от
произвола
руководства «зоны»
была
куда
выше,
чем
в
остальной
экономике

это
было
сделано
не
случайно,
чтобы
кто
попало
там
не
шлялся).

Саморегулирование?
в
принципе,
полезная
вещь,
но
обоюдоострая:
позволяет
гарантировать
качество
услуг,
но
чревато
монополизацией
рынка.
Впрочем,
непонятно,
что
и
кому
в
данном
случае
гарантировать,
если
рынок
прекрасно
работает
без
всякого
регулирования?
Зачем
в
Сахаре
министерство
песка?

Что
еще
беспокоит
с
экономической
точки
зрения

это
эксклюзивность.

При
всем
глубочайшем
уважении
к
IТ-отрасли,
она
не
одна:
в
Украине
уже
успешно
развиваются
продакшн,
дизайн,
R&D,
инновационные
стартапы
разных
направлений,
и
с
каждым
днем
мы
учим
все
новые
названия
отраслей,
которых
пол-века

порой
и
пол-года)
назад
не
существовало
в
природе.

Специальному
режиму
для
IТ-отрасли
можно
простить
устаревший «отраслевой»
подход
в
том
случае,
если
он
будет
своеобразным
ледоколом,
пилотным
проектом,
призванным
растопить
лед
опасений

с
тем,
чтобы
вскоре
выработать
общие
правила,
в
достаточной
степени
защищенные
от
злоупотреблений
со
стороны «старых»
отраслей,
но
инклюзивные
по
отношению
ко
всему
новому,
что
появляется
и
только
еще
может
появиться
на
этом
поле.

Например,
основанные
на «двухскоростной»
модели
с
принципиально
разными
уровнями
налогов
и
патернализма,
соответственно.
Или,
допустим,
принципе
минимального
налога:
если
подрядчики,
фрилансеры,
да
пусть
хоть
и
работники,
в
среднем
платят
налогов
больше,
чем
НДФЛ
со
средней
зарплаты,
то
никаких
претензий
в
части
переквалификации
договоров
быть
не
может.
Или
еще
как-то

но
открыто
для
всех,
кроме
некоторых,
а
не
наоборот.

Плохо
будет,
если
за
пробившим
себе
дорогу
к
свободе «ледоколом»,
льды
сомкнутся
еще
крепче,
и
все
благие
намерения
обернутся,
в
итоге,
расколом
пока
довольно
дружных
рядов
представителей «новой
экономики»,
за
которым
последует
наезд
на
всех,
кто
оказался
за
бортом
Дія.City.

Этого
вслух
опасаются
сейчас
представители
остальных
креативных
отраслей,
стартаперы
и
прочие
инноваторы,
не
вошедшие
в
число
привилегированных
КВЭДов.

Нужно
не
дать
их
опасениям
сбыться

учесть
при
создании
Дія.City
все
критические
замечания
экспертного
сообщества
и
индустрии,
создать
новый
режим
без
дополнительных
регуляций
и
сложных
налоговых
моделей.
И
после
создания

постепенно
расширять,
отработанную
на
пилоте
модель
на
других
субъектов
новой «экономики
знаний
и
творчества».

Если
Вы
заметили
орфографическую
ошибку,
выделите
её
мышью
и
нажмите
Ctrl+Enter.


Еще
по
теме

Понравилась новость? Поделитесь ею с с вашии друзъями!: